Оскорбить Бога неверием

если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесно

Проект «Русская Церковь в фотографиях», фото Близнюк Валерий

Спросите у верующего: такой-то человек хулит или поносит Бога, кто он? Вам ответят, скорее всего, что это заблудшая душа, может атеист, колдун или, на худой конец, сектант.

Однако, это далеко не всегда так. Потому, как этот человек вполне может оказаться православным христианином. Тем самым, который исправно ходит в церковь с семьей по воскресеньям. Исповедуется, причащается, целует крест. Иногда даже стоит у распятья с молитвой на устах и крестным знамением на челе.

Кто-то скажет: «Вы чего тут собираете?! Это же замечательно! Разве не к этому надо стремится? Благочестивая жизнь благочестивой семьи. Так и должно быть!».
Возможно это так. Я не знаю. Но давайте прочитаем следующее:

«5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.»

Это отрывок из послания апостола Иакова, (Иак, 1:5-7). Брат Господень здесь говорит о вере, о ее силе. Мы видим, что сила присуща вере только тогда, когда она непоколебима. То есть просишь и ни капли не сомневаешься, что Господь даст просимое. Конкретно здесь он говорит о мудрости, но то же самое верно и ко всему другому просимому.

Ну и что, скажет кто-то. Все понятно и так: веришь — получишь, не веришь — кукиш. В чем тут хула?

Но спешить с выводами не стоит. Лучше обратимся за ответом на этот вопрос к святым Отцам. Вот что пишет об этих строках послания Кирилл Александрийский: «Ибо сомневающийся является дерзким. Ведь если ты не уверовал, что [Бог] исполнит твою молитву, то ты не можешь не считаться обвинителем Всемогущего, поневоле став двоедушным. Поэтому необходимо, чтобы этот столь позорный недуг был преодолен». Сильно? Пожалуй.

Идем дальше – Феофилакт Болгарский: «Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся и тот, кто просит с высокомерием. Но очевидно, что кто просит сомневаясь, тот есть обидчик, ибо если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может».
Представляете? Просто повторю: «… чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может» – как глубоко! Говорит он о Боге, обвинителями которого внезапно можем стать мы с вами, если усомнимся в его возможностях!

Ну, и в довесок Феофилакту Болгарскому вторит Никодим Святогорец: «Если же не верит, но рассуждает в себе, т.е. сомневается, пусть не просит ничего совершенно, потому что не получит просимое. Рассуждающий в себе и сомневающийся это тот, кто просит от Бога с презрением и гордостью, сей без сомнения есть поноситель и укоритель Бога, за неверие проявляемое к Нему». И дальше: «Если ты, о Христианин, не веришь, что Бог может исполнить твоё прошение – не проси ничего совершенно, чтобы не найден ты был укорителем всё могущего Бога как не могущего, из-за твоего двоедушия и маловерия». Еще один ушат холодный воды на нашу буйную головушку.

Вот, оказывается, в чем дело. Как много для христианина значит его вера. И даже не просто вера, а доверие к Богу. И в то же время, мы видим как легко можно отступится от Бога, как легко стать на сторону врага. Всего-то, усомниться в возможностях Того, Кто сотворил мир, море, землю и человека.

Оказывается, нельзя верить немножко. Нельзя верить чуть-чуть. Здесь верю, а там не верю. Сегодня верю, а завтра нет. Вера должна быть сильной, бесповоротной, крепкой и даже слегка наивной. Как у детей.

Сказали мать или отец что-то малышу и он верит им даже ни чуть не сомневаясь. Хоть что они ему скажут – во все поверит. Именно такая вера – это сила. И силу эту ни что не сокрушит. Не зря Иисус приводит в пример детей, когда говорит о Царствии Божием. Вот с такой верой нужно обращаться ко Господу. И тогда Он даст просимое «просто и без упреков».

Правда, часто можно услышать, что Господь все равно не всегда дает просимое. Да, не всегда. Почему? Не знаю. Возможно, еще не время. Возможно – не полезно нам, вот и не дает. Но это тема уже совсем другой статьи. А в прочем, если настойчиво просить, может и даст. Только куда бежать потом от выпрошенного? И хватит ли у нас на это веры?